Температура у грудничка: Как правильно снижать температуру у грудничка., причины повышения темпиратуры у новорожденных при какой температуре у грудничка вызывать скорую | Метки: жаропонижающий

Как поддерживать температуру грудничка на одинаковом уровне

Чтобы температура у ребенка в 2 месяца и старше оставалась в пределах нормы постоянно, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Предупреждать его переохлаждение. Для этого следует избегать сквозняков, не проветривать детскую комнату в присутствии ребенка, не ставить кроватку у окна, не гулять подолгу в сырую, холодную и ветреную погоду, тепло одевать ребенка.
  2. Правильно одевать и закутывать дитя. Одежду рекомендуется использовать только из натуральной (хлопчатобумажной) ткани. Она должна быть по сезону и погоде. При закутывании нужно оставлять немного пространства, чтобы ребенок мог двигать ручками и ножками.
  3. Обеспечить правильное кормление. До года ребенка нужно кормить грудным молоком. В нем масса полезных веществ (белков, жиров, витаминов, иммуноглобулинов), которые повышают его иммунитет и препятствуют развитию заболеваний.
  4. Обеспечить защиту ребенка от контакта с больными людьми. Если в семье есть больные ОРВИ, то нужно изолировать ребенка. Больные должны носить маски.
  5. Мыть бутылочки для кормления. Через них ребенок может заразиться от взрослых вирусными и бактериальными инфекциями.
  6. Использовать для питья ребенка только кипяченую воду.
  7. Выбирать для иммунизации только хорошо очищенные вакцины с минимальным количеством побочных эффектов.
  8. Обеспечить оптимальную температуру воздуха в помещении. Она должна быть в пределах 18-22 ºC.
  9. Регулярно поить детей в жаркую погоду. Это предупредит избыточную потерю жидкости и перегревание организма.
  10. Следить за состоянием ребенка.
  11. Проводить специфическую профилактику заболеваний (иммунизацию). До года с целью предупреждения опасных инфекционных заболеваний делаются прививки от гепатита B (в первые сутки после рождения, в 1, 6, 12 месяцев), туберкулеза (в течение 1 недели), дифтерии, коклюша и столбняка (в 3, 4,5 и 6 месяцев), пневмококковой инфекции (в 2 и 4,5 месяца), полиомиелита (в 3, 4,5 и 6 месяцев), кори, краснухи и паротита (в 1 год). Позже (после года) при необходимости проводится ревакцинация. Детям из групп риска дополнительно вводится вакцина от гемофильной инфекции.
  12. Обеспечить должный уход за ребенком в случае прорезывания у него зубов. Для облегчения его самочувствия рекомендуется использоваться травяные настои и отвары (ромашки, коры дуба, шалфея), содовый раствор, обезболивающие и жаропонижающие препараты, специальные прорезыватели для зубов (пластмассовые игрушки). Полезен массаж десен.

Если температура у младенца уже повышена, то для ее нормализации и поддержания на оптимальном уровне требуется устранить этиологический фактор, обеспечить полноценный уход за ребенком и использовать медикаментозные средства. При лихорадке могут применяться следующие препараты:

  1. Ибупрофен (свечи ректальные). Препарат из группы НПВС, оказывающий жаропонижающее, обезболивающее и противовоспалительное действие. Действующее вещество — ибупрофен. Назначается с 3 месяцев. Противопоказан при непереносимости, высоком уровне калия в крови, плохом слухе, дисфункции почек и печени, воспалении кишечника, астме и другой аллергической патологии, болезнях крови и желудочно-кишечных кровотечениях. Вводят по 1 свече 3-4 раза в день (в зависимости от возраста ребенка).
  2. Брудол для детей (свечи). Содержит ибупрофен. Показан при лихорадке на фоне воспалительных и инфекционных заболеваний. Не назначается при патологии зрительного нерва, непереносимости, обострении желудочно-кишечных болезней, нарушении кроветворения, почечной и печеночной недостаточности. Суточная доза для детей равна 20-40 мг/кг.
  3. Цефекон Д. Анальгетик-антипиретик, содержащий парацетамол. Выпускается в форме ректальных суппозиториев. Назначается детям старше 3 месяцев. В 1-2 месяца лекарство можно принимать однократно с целью снижения высокой температуры после иммунизации. Противопоказания включают непереносимость и возраст до 1 месяца. При расчете дозировки учитывают вес больного.
  4. Парацетамол детский. Форма выпуска — суспензия для приема внутрь. Активное вещество — парацетамол. Лекарство показано при высокой температуре на фоне инфекционных и воспалительных заболеваний. Противопоказанием является непереносимость ребенком компонентов лекарства. Разовая доза для детей от 3 до 12 месяцев равна 60-120 мг, а для детей младше 3 месяцев — 10 мг/кг массы тела.
  5. Детский Панадол (суспензия для приема внутрь). Действующее вещество — парацетамол. Помогает снизить высокую температуру на фоне острых вирусных и бактериальных заболеваний у детей старше 3 месяцев. Лекарство противопоказано новорожденным (в первый месяц жизни).
  6. Нурофен для детей. Форма выпуска — ректальные свечи. В состав входит ибупрофен. Нурофен противопоказан при гиперкалиемии (повышенном уровне калия в крови), эрозиях и язвах органов желудочно-кишечного тракта, дисфункции печени и почек, гемофилии, геморрагическом диатезе, кровотечениях, воспалении слизистой прямой кишки, внутричерепных кровоизлияниях и маленьком весе ребенка (менее 6 кг).
  7. Эффералган (раствор для внутреннего применения). Содержит парацетамол. Подходит для детей старше 1 месяца весом более 4 кг. Противопоказан при дефиците в организме сахаразы и синдроме мальабсорбции.

Повышенная температура

Повышение температуры у ребенка до года могут вызвать:

  1. Перегревание (тепловой удар). Наблюдается при длительном нахождении ребенка на солнце (пляже, балконе), сильном его укутывании, обезвоживании, использовании воздухонепроницаемой одежды. В данной случае появляются такие симптомы, как вялость или, наоборот, гиперактивность, плаксивость, уменьшение диуреза, повышение температуры, горячая на ощупь кожа, ее покраснение, двигательное беспокойство.
  2. Введение иммунобиологических препаратов (вакцин). При попадании в организм ребенка антигенов (чужеродных веществ) может немного повышаться температура. Это временный нежелательный эффект, который в норме должен исчезать в течение суток. Чаще всего подобная реакция возникает на слабо очищенные вакцины.
  3. Прорезывание зубов. У ребенка 6 месяцев могут появляться первые молочные зубы. Нередко возникает «зубная лихорадка», которая проявляется повышением температуры, плаксивостью, сыпью, судорогами, тошнотой и даже нарушением стула. Возможны усиленное выделение слюны, желание ребенка тянуть в рот посторонние предметы и кашель.
  4. Запор. Чаще всего обусловлен введением прикорма или искусственным вскармливанием (невозможностью кормления грудью). После 6 месяцев в меню ребенка начинают добавлять пюре, каши, что приводит к затруднению опорожнения кишечника. Запор может быть обусловлен врожденной патологией (болезнью Гиршпрунга), когда наблюдается недоразвитие нервных сплетений толстой кишки.
  5. Герпетический стоматит. Заболевание, вызванное вирусом простого герпеса, поражающее слизистую рта. Болеют дети грудного возраста и после года. Заражение происходит через поцелуи, бутылочки, соски, игрушки, руки, а также воздушно-капельным путем. Симптомы включают лихорадку (до 38-40 ºC), пузырьковую сыпь на слизистой губ и щек, отказ от еды, капризность, плаксивость, насморк, кашель и увеличение лимфатических узлов.
  6. Ротавирусная инфекция. Заболевание с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта. Возбудитель — ротавирус. Дети заражаются через воду, молоко и предметы быта. Механизм инфицирования — фекально-оральный (через рот). Пик заболеваемости приходится на зиму и весну. Болезнь протекает по типу гастроэнтерита (воспаления желудка и тонкой кишки). Наблюдаются диарея, боль в животе, лихорадка до 39 ºC, тошнота, рвота, вздутие, судороги (в тяжелых случаях).
  7. Аденовирусная инфекция. Острое респираторное вирусное заболевание, проявляющееся лихорадкой, вялостью, снижением аппетита (больные дети плохо берут грудь), диареей, поражением глаза по типу конъюнктивита, насморком и нередко кашлем. Лихорадка является следствием интоксикации организма и возникает после попадания в кровь вируса и токсинов. Это защитная реакция организма.
  8. Врожденный гипертиреоз. Развивается после рождения ребенка от матерей, болеющих диффузным токсическим зобом (болезнью Грейвса, Базедовой болезнью). Симптомы включают повышение температуры в сочетании с ознобом, частое сердцебиение, повышенную возбудимость, увеличение печени и селезенки, желтушность кожи.
  9. Коклюш. Бактериальная инфекция, вызванная бордетеллой пертуссис, наиболее опасная для детей грудного возраста (высок риск летального исхода). Симптомы коклюша включают затруднение дыхания, спазматический кашель (выражен слабо или может отсутствовать), субфебрильную температуру (часто отсутствует), репризы (свист перед вздохом). Возможна остановка дыхания.
  10. Пневмония (воспаление легких). Чаще всего имеет бактериальную природу (вызывается пневмококками, стрептококками). Симптомами являются лихорадка (до 38 ºC и выше), кашель (чаще продуктивный), одышка, боль в груди, бледность кожи. Больные дети вялые, плохо спят, сильно потеют.
  11. Сепсис. Генерализованная инфекция с первичным очагом, бактериемией (вирусемией) и симптомами поражения многих органов. Бывает ранним постнатальным и поздним. Возбудителями являются кокки, кишечные и синегнойные палочки, грибки. Признаками сепсиса являются гнойничковая сыпь, стоматит, отеки, лихорадка, землистый цвет кожи, падение давления, увеличение печени и селезенки, диспепсия (нарушение пищеварения), симптомы поражения сердца и легких.
  12. Врожденная ВИЧ-инфекция. В группу риска входят дети, родившиеся от больных матерей. Заражение происходит при родах или внутриутробно. Симптомы включают субфебрильную температуру (до 38 ºC), папулезные или уртикальные высыпания, гепатоспленомегалию, увеличение лимфоузлов. Это острая фаза заболевания, которая сменяется бессимптомной лимфоаденопатией.
  13. Ранний врожденный сифилис. Вызван циркуляцией в организме бледной трепонемы. Температура тела у младенца повышается в случае развития осложнений (пневмонии, эндокардита, гломерулонефрита, менингита). Часто поражаются глаза, нервная система и кожа.
  14. Молочница в тяжелой форме (кандидоз). Заболевание, вызванное грибками Кандида. Поражается слизистая щек, языка, неба. Наряду с умеренным повышением температуры у грудного ребенка наблюдаются белый творожистый налет на слизистой полости рта, нарушение сна, покраснение тканей, неприятный запах изо рта. Больные отказываются от груди, беспокойны, плохо спят и плачут.
  15. Острая форма лейкоза. Злокачественное заболевание крови, характеризующееся нарушением кроветворения и заменой зрелых клеток на бластные (незрелые). При лейкозе беспричинно повышается температура у грудничка. Она держится длительное время. Другие признаки включают боль в костях и суставах, нарушение сна, геморрагии (кровотечения), бледность кожи (симптом анемии), увеличение лимфоузлов, печени и селезенки, плохую прибавку в весе. Возможна гипотрофия.

Температура у грудничка: как правильно снижать температуру у грудничка., причины повышения темпиратуры у новорожденных при какой температуре у грудничка вызывать скорую | метки: жаропонижающий

Повышение температуры тела у ребенка грудного возраста всегда вызывает тревогу у родителей. Температура тела у маленьких детей может повышаться при различных состояниях и заболеваниях. Снижение температуры не устраняет причину заболевания, а лишь временно улучшает состояние больного ребенка.

Важно помнить, что у малыша повышение температуры является защитной реакцией организма, которая мобилизует иммунную систему на борьбу с бактериями и вирусами. При температуре увеличивается скорость биохимических реакций, быстрее образуются защитные антитела, тем самым создаются все условия для успешной борьбы с возбудителями инфекции. Также при лихорадке в организме вырабатываются интерфероны, вещества, которые создают благоприятные условия для гибели вирусов. Интерфероны ставят на клетку своеобразный биологический замок, мешая возбудителю инфекции проникнуть в клетку, призывают на помощь клетки иммунной системы — макрофаги, убивающие вредные микроорганизмы. Повышение температуры при неинфекционных заболеваниях и состояниях играет роль своеобразного сигнала тревоги, который свидетельствует о нарушениях в работе организма. Поэтому родителям следует избегать бесконтрольного применения жаропонижающих средств и придерживаться правильной тактики оказания первой помощи малышу при лихорадке.

Какую температуру следует считать нормальной для грудничка?

Температура тела здорового ребенка до года в течение суток может меняться от 36,0 до 37,40С. В вечернее время она может быть немного выше, чем утром в связи с физиологическими изменениями уровня обмена веществ в организме. К концу первого года жизни температура у малыша устанавливается 36-370 С.

При перегревании (в летнюю жару, в душном помещении, или ношение одежды не по погоде), беспокойстве, крике кратковременно в течение 15-30 минут температура может повыситься до 37 – 370С такую температуру тоже можно считать нормальной при отсутствии других симптомов. В этом случае, сначала нужно устранить причину вызвавшую подъем температуры, подождать 20 – 30 минут, а затем повторно измерить температуру, если она нормализовалась, и других симптомов у ребенка нет, самочувствие хорошее, тогда в осмотре врача нет необходимости.

При любом повышении температуры выше или равному 380 у грудного ребенка необходим осмотр педиатра. Если температура поднялась до 390С и не снижается при помощи жаропонижающих средств, необходимо вызвать скорую помощь.

При повышенной температуре ребенок плаксив, беспокоен, отказывается от еды, сердцебиение и дыхание учащаются. На пике высокой температуры (380С и выше) возможна рвота. Кожа ребенка, как правило, розового цвета, влажная и теплая на ощупь. Но в некоторых ситуациях, несмотря на лихорадку стопы и ладони остаются холодными, кожа при этом бледная, это связано с нарушениями кровообращения. При лихорадке нарушается равновесие между теплообразованием и теплоотдачей тела, вследствие чего происходит расстройство деятельности нервной системы, а результатом этого расстройства являются нарушения в кровообращении, дыхании и обмене веществ. Процесс подъема температуры у некоторых детей сопровождается ознобом. Иногда на фоне высокой температуры возможно стул может стать более мягкой консистенции, это происходит в связи с функциональными изменениями кишечника и изменениями тонуса нервной системы. Водянистый стул с примесью слизи и зелени – это уже признак кишечной инфекции. У детей до 5 летнего возраста в связи с незрелостью нервной системы на фоне лихорадки (как правило, при температуре выше 390С) возможно появление судорог, которые проявляются потерей сознания и судорожным подергиванием ручек и ножек (так называемые фебрильные судороги).

Как правильно измерять температуру у грудничка?

Малышам можно измерять температуру в следующих местах: в подмышечной впадине, в прямой кишке, в полости рта, в паховой складке, в локтевом сгибе, на лбу, в ухе. Предпочтительно измерять температуру в подмышечной впадине, этот способ измерения считается наиболее достоверным и удобным. При этом следует помнить о некоторых особенностях измерения температуры у детей. В разных частях тела температура неодинакова, например, температура в подмышечной впадине считается нормальной до 37,40С, а ушная или ректальная (в прямой кишке) – до 38,00С. Измерять температуру ребенку нужно в состоянии покоя, он не должен в это время есть, пить или плакать — любое действие, требующее от малыша малейших физических затрат, может повлиять на показания термометра.

В аптеках представлен огромный ассортимент термометров. По принципу действия термометры делятся на три группы: ртутные, электронные и градусники-индикаторы. Для точности лучше измерять температуру двумя термометрами (электронным и ртутным), затем сравнивать их показания. Градусники-индикаторы в виде полимерной пластинки, которая прикладывается на лоб, удобны для измерения температуры в дороге, но их показания приблизительны, поэтому для уточнения температуры под рукой должен быть электронный или ртутный термометр.

Причины повышения температуры у грудничков

Повышение температуры у грудничков могут вызывать самые разные причины. Наиболее часто это острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), грипп. Кроме этого, лихорадку могут вызвать различные инфекционные заболевания, воспалительный процесс в легких — пневмония, почках (например, пиелонефрит), кишечные инфекции, стоматит – воспаление слизистой рта, реакция на прививку, чаще на АКДС – вакцину против коклюша, дифтерии и столбняка. Повышение температуры вызывает неочищенный коклюшный компонент вакцины (взвесь убитых коклюшных микробов). Современные вакцины АКДС («Инфанрикс», «Пентаксим»), которые содержат очищенный коклюшный компонент, вызывают лихорадку значительно реже.

У новорожденных и детей первого года жизни причинами неинфекционной лихорадки могут быть обезвоживание, избыточное содержание в рационе белков, поваренной соли, перегревание (например, в жаркое время года), нервное возбуждение при сильном беспокойстве, крике, плаче, реакция на боль. Часто причиной лихорадки может быть интенсивное прорезывание зубов. Однако следует знать, что 90% случаев повышения температуры у детей, у которых в это время режутся зубы, обусловлено другими причинами. Поэтому при лихорадке, даже если у ребенка идет прорезывание зубов, необходим осмотр врача, чтобы исключить другие причины лихорадки.

Наиболее редкие причины повышения температуры у детей – это эндокринные, аутоиммунные, онкологические заболевания, а также повышенная чувствительность к некоторым лекарственным препаратам (чаще всего это антибиотики, сульфаниламиды, барбитураты, аспирин, аллопуринол, аминазин, атропин, теофиллин, новокаинамид, как правило, лихорадка развивается на 5-10-й день после начала приема таких препаратов).

Чем помочь малышу:

Не медикаментозные способы снижения температуры

Когда температура поднимается до 380 у детей до 3 месяцев жизни и до 390 у детей старше этого возраста сначала нужно попробовать снизить температуру не медикаментозными способами (охлаждение, растирание).

При температуре ребенку нужно обеспечить покой и обильно поить жидкостью (можно использовать кипяченую воду, детские чаи или специальные регидратационные растворы), так как необходимо восполнить потерю жидкости, которую ребенок теряет при высокой температуре за счет потоотделения. Новорожденного при лихорадке выше 380 допаивать кипяченой водой, с 1 месяца жизни можно использовать детские чаи, специальные регидратационные растворы. Если малыш находится на грудном вскармливании чаще предлагать ему грудь.

Для того чтобы улучшить отдачу тепла нужно раскрыть ребенка, снять с него одежду на 10-15 минут при температуре в помещении не ниже 200С; обтереть всю поверхность тела спиртом или водным раствором уксуса (раствор пищевого уксуса в воде в соотношении 1:1.) (при их испарении увеличивается теплоотдача). Или вместо растирания можно обернуть ребенка влажной пеленкой (простыней) на 10-15 минут, во избежание озноба температура воды для смачивания пеленки должна быть не ниже 250С. Если же, несмотря на высокую температуру ладони и стопы ребенка холодные, надо согреть конечности ребенка, дать теплое питье и жаропонижающий препарат. Похолодание конечностей, которое вызвано спазмом сосудов, – признак неблагоприятного течения лихорадки, согревающие процедуры в этом случае помогают восстановить кровообращение.

Лекарственные препараты

Если через 20-30 минут эффекта от проводимых процедур нет, необходимо дать жаропонижающее. Эффект должен наступить через 30 минут.

У детей от 0 до 3 месяцев жаропонижающие назначаются при температуре выше 380. Если ребенок старше 3 месяцев жизни, то жаропонижающее назначается при температуре 390С и выше (если ребенок хорошо переносит температуру). Однако, если у ребенка на фоне лихорадки независимости от степени выраженности, отмечается ухудшение состояния, озноб, нарушение самочувствия, бледность кожи, жаропонижающее должно быть назначено немедленно.

При температуре ниже указанных цифр жаропонижающее давать не следует, в связи с тем, что как уже было сказано выше, температура является защитной реакцией организма. При лихорадке в организме вырабатываются интерфероны, вещества, которые создают благоприятные условия для гибели возбудителей заболеваний, препятствуют проникновению вируса в клетку, а также стимулируют иммунную систему для борьбы с инфекцией.

Нерациональное снижение температуры ведет к более длительному, затяжному течению болезни!

Однако при температуре выше 390С, а у некоторых детей (у детей с сопутствующей патологией нервной системы, с тяжелыми заболеваниями сердечнососудистой системы) и выше 380С, эта защитная реакция становится патологической: начинается разрушение полезных продуктов обмена веществ, в частности белка, у ребенка появляются дополнительные симптомы интоксикации – бледность кожных покровов, слабость, вялость, нарушения сознания.

Отдельно следует сказатьо детях из группы риска по неблагоприятным последствиям лихорадки. Сюда относятся дети с тяжелыми заболеваниями сердца (врожденные пороки сердца, кардиомиопатии- заболевание, при котором поражается мышца сердца) и нервной системы, а также те дети, у которых ранее при высокой температуре отмечались судороги. Этим детям следует давать жаропонижающее при температуре от 37,5 до 38,50С в зависимости о того, как ребенок ее переносит. Следует помнить, что у детей с серьезными заболеваниями сердечнососудистой системы лихорадка может привести к тяжелым нарушениям функции сердца и сосудов. У детей с тяжелой патологией нервной системы лихорадка может спровоцировать развитие судорог.

Наиболее безопасен к применению у детей парацетамол. Препарат официально разрешен к применению у детей 1 месяца жизни. До этого возраста применяется, но с осторожностью по строгим медицинским показаниям. В нашей стране без рецепта продаются многие препараты на основе парацетамола. Панадол, Калпол и Эффералган и др. Для грудного ребенка лучше не использовать часть «взрослой» таблетки, а использовать детские лекарственные формы, позволяющие точно дозировать лекарство. Препараты на основе парацетамола выпускаются в разных формах (свечи, сироп, гранулы для приготовления суспензии). Сироп и суспензию можно смешивать с соком или молоком, растворять в воде, что позволяет использовать дробные дозы и максимально уменьшить для ребенка ощущение приема лекарства. При применении жидких форм лекарства необходимо использовать мерные ложки или колпачки, прилагаемые к упаковкам. Это связано с тем, что при использовании домашних чайных ложек, объем которых на 1-2 мл меньше, существенно снижается реальная доза лекарства.

Разовая доза парацетамола 10-15 мг/кг массы тела малыша на прием, не чаще 4 раз в день, не чаще чем через каждые 4 часа, суточная доза не должна превышать 60 мг/кг в сутки. Эффект парацетамола в растворе наступает через 30 минут и сохраняется 3-4 часа. При тошноте, рвоте, а также для более длительного эффекта (на ночь) парацетамол вводят в свечах. Действие свечей (Эффералган, Панадол) начинается позже через 1-1,5 часа, но длится дольше — до 6 часов, поэтому свечи более подходят для снижения температуры ночью, поскольку обеспечивают длительный жаропонижающий эффект. Также парацетамол входит в состав свечей «Цефекон Д», которые разрешены к применению с 1 месяца жизни. Действие этого препарата начинается несколько раньше через 30-60 минут и продолжается 5-6 часов. Свечи в отличие от сиропов не содержат консервантов и красителей, поэтому при их использовании значительно уменьшается риск аллергических реакций. Недостатком препаратов в форме свечей является более позднее наступление эффекта. Главные недостатки ректального пути введения лекарств — неудобство в применении, неестественность самого пути введения и индивидуальные колебания скорости и полноты всасывания препаратов. Разница во времени действия свечей и жидких форм (сироп, суспензия) препаратов с одинаковым действующим веществом связана с разным путем введения препарата, при поступлении парацетамола через прямую кишку эффект наступает позднее. (Комментарий для редактора. Поступая через прямую кишку, парацетамол сначала попадает в общий кровоток, минуя печень, поэтому активные метаболиты препарата, которые формируются в печени, будут образованы позднее, когда препарат этого органа достигнет. Соответственно, при поступлении препарата через перорально, он поступает в общий кровоток, после метаболизма в печени.)

Если снижения температуры при применении препаратов на основе парацетамола не произошло и температура продолжает повышаться дать жаропонижающее на основе ибупрофена (Нурофен, Ибуфен).

Выпускаются препараты Нурофен (свечи, сироп), Ибуфен (сироп) и др. Сироп разрешен к применению с 6 месяцев жизни, свечи с 3 месяцев. Эффект наступает через 30 минут и сохраняется до 8 часов. Разовая доза — 5–10 мг/кг массы тела 3–4 раза в сутки через 6-8 часов. Максимальная суточная доза — не более 30 мг/кг/сут. Назначается, когда жаропонижающее действие надо сочетать с противовоспалительным.

Таким образом, алгоритм поведения родителей при лихорадке у ребенка выглядит следующим образом. Когда температура поднимается до 380 у детей до 3 месяцев жизни и до 390 у детей старше этого возраста сначала нужно попробовать снизить температуру немедикаментозными способами (охлаждение, растирание), о которых было сказано выше. Если через 20-30 минут эффекта от проводимых процедур нет, необходимо дать жаропонижающее на основе парацетамола. Эффект должен наступить через 30 минут. Если снижения температуры не произошло и температура продолжает повышаться дать жаропонижающее на основе ибупрофена (Нурофен, Ибуфен). На фоне использования лекарств, продолжаем снижать температуру не медикаментозно с помощью растираний и охлаждения.

Если, несмотря на все проводимые мероприятия, эффекта не наступает, необходимо вызвать скорую помощь, в этой ситуации после осмотра ребенка будет внутримышечно введен анальгин, чаще всего в комбинации с антигистаминным препаратом (димедрол или супрастин) и папаверином (с сосудорасширяющей целью, если есть похолодание конечностей, бледность кожи).

Основные правила приема жаропонижающих

  • Регулярный (курсовой) прием жаропонижающих нежелателен, повторную дозу вводят только после нового повышения температуры! Если регулярно давать ребенку жаропонижающее, то можно создать опасную иллюзию благополучия. Сигнал о развитии осложнения, каким является повышенная температура, будет замаскирован и будет упущено время для начала лечения.
  • Не следует давать жаропонижающее профилактически. Исключением являются ситуации, когда некоторым детям жаропонижающий препарат назначается после прививки АКДС для профилактики поствакцинального подъема температуры, в этой ситуации лекарство принимается однократно только по рекомендации педиатра.
  • Необходимо строго соблюдать максимальную суточную и разовую дозировки, особенно быть внимательными в отношении препаратов на основе парацетамола (Эффералган, Панадол, Цефекон Д, Калпол идр.) В связи с тем, что передозировка парацетамола наиболее опасна, она приводит к токсическому поражению печени и почек.
  • В тех случаях, когда ребенок получает антибиотик, регулярный прием жаропонижающих средств также недопустим, т. к. может привести к затягиванию решения вопроса о необходимости замены антибактериального препарата. Это объясняется тем, что самый ранний и объективный критерий эффективности антибиотика – это снижение температуры тела.

Запрещено использовать!

1. В качестве жаропонижающего запрещен к применению у детей аспирин из-за опасности тяжелых осложнений! При гриппе, ОРВИ и ветряной оспе препарат может вызвать синдром Рея (тяжелейшее поражение печени и мозга за счет необратимого разрушения белков).

2. Безрецептурное применение в качестве жаропонижающего у детей анальгина внутрь, поскольку он способен вызвать опасные осложнения, а именно тяжелые поражения кроветворной системы. Анальгин у детей используют только внутримышечно по строгим медицинским показаниям!

3. Также в качестве жаропонижающего недопустимо применение нимесулида (Найз, Нимулид). Препарат запрещен для детей младше 2 лет.

Правильная тактика поведения родителей при лихорадке у малыша, отсутствие бесконтрольного применения жаропонижающих и своевременное обращение за медицинской помощью позволят малышу сохранить здоровье.

§

В период кормления грудью питание мамы должно обеспечивать организм всеми необходимыми питательными веществами и энергией для поддержания здоровья женщины и обеспечивать оптимальное количество молока, сбалансированного по своему составу.

Питание кормящей мамы должно быть разнообразным и полноценным!

При полноценном рационе материнское молоко содержит все необходимые малышу питательные вещества. Но, если мама получает пищу, содержащую недостаточное количество белковых продуктов, овощей и фруктов, то в ее молоке снижается количество белка, витаминов и минеральных веществ.

Калорийность рациона должна составлять 3200-3500 Ккал в сутки, которые следует распределять, предусматривая достаточную пищевую нагрузку в утренние и дневные часы и уменьшение ее во второй половине дня.

Рацион

Считается нормой, если кормящая мама ежедневно получает 100-150 г творога, около 30 г сметаны, 20-30 г сыра, употребление молока и кисломолочных продуктов может составлять до 1 л в сутки (включая молоко, добавленное в каши, чай, молочный суп). В качестве полноценного источника белка в рационе ежедневно должно присутствовать мясо и рыба – до 200 г в сутки, также рекомендуются субпродукты – печень, язык, почки, сердце и др. В виде парового омлета или в отварном виде 1 яйцо в день. Из жировых продуктов кормящей маме полезно сливочное масло — до 40 г в сутки, а также растительное масло – 20-25 г ежедневно. Потребность в углеводах восполняется за счет хлеба, круп, макаронных изделий, а также овощей, фруктов, ягод, фруктовых и ягодных соков. Хлеб предпочтительнее из муки грубого помола, так как в нем содержится больше витаминов группы В, клетчатки, положительно влияющей на работу кишечника. Из круп наибольшей пользой обладают гречневая и овсяная.

Очень важно соблюдать правильную кулинарную обработку продуктов – не рекомендуется жарение, используется отваривание, тушение, запекание.

Рекомендуется соблюдать определенный режим приема пищи. Питание в определенные часы обеспечивает более ритмичную выработку молока. Рекомендуется шестиразовый прием пищи, состоящий из первого и второго завтрака, обеда, полдника, ужина и питья перед ночным кормлением. Особенно важно соблюдать режим питания женщинам, у которых отмечается недостаточная выработка грудного молока.

Примерное меню кормящей мамы

Первый завтрак (6.00)

Кефир с хлебом.

Второй завтрак (8.30-9.00)

Омлет (рыба, сосиски) с овощным гарниром (молочная каша), чай с молоком; хлеб с маслом и сыром; свежие фрукты (ягоды, отвар шиповника).

Обед (12.00-12.30)

Салат из свежих овощей (винегрет); щи или борщ с мясом (вегетарианский суп, уха, рассольник с субпродуктами, молочный суп); тушеное мясо (запеченная рыба, курица) с овощным ли крупяным гарниром; компот из свежих (консервированных, сухих) фруктов или фруктовый (ягодный) сок.

Полдник (16.00)

Кефир (ряженка, простокваша); булочка (сухарики, печенье); свежие фрукты (ягоды) или фруктовый (овощной) сок.

Ужин (19.00-19.30)

Творожная запеканка (сырники, ленивые вареники, молочная каша); овощное блюдо (чай с молоком); свежие фрукты (ягоды).

Перед ночным кормлением (23.30-24.00)

Кефир или любой другой кисломолочный напиток.

В настоящее время для кормящих матерей созданы специализированные продукты, содержащие все необходимые питательные вещества, они позволяют обеспечить кормящую маму всеми необходимыми веществами, повысить выработку и улучшить состав грудного молока. Эти продукты можно использовать в качестве добавки к обычному рациону, повышая его пищевую ценность. К ним относятся «Фемилак», «Лактамил», «Млечный путь», «Энфа Мама» и др., а также фруктовые соки и напитки для кормящих мам. Их принимают 1-2 раза в день за 30 мин до кормления грудью.

Питьевой режим

Для поддержания полноценной выработки молока большое значение имеет питьевой режим кормящей мамы. Учитывая, что ежедневно вырабатывается 800-900 мл молока, а иногда и больше, необходимо примерно настолько же увеличить потребление жидкости в виде молока, кисломолочных напитков, соков и др.

Однако жидкая часть рациона с учетом первых и третьих блюд и различных напитков не должна превышать 2 л в сутки. Некоторые женщины для увеличения выработки молока стараются употреблять как можно больше жидкости. Это действительно увеличивает выработку молока, но его состав при этом ухудшается – уменьшается количество белков, жира, витаминов и минералов, молоко становится более разбавленным.

Какие продукты питания следует ограничить?

  • В рационе кормящей мамы следует ограничить острую, соленую и пряную пищу, крепкие бульоны.

  • Не следует в избыточном количестве употреблять хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделия.

  • Учитывая тенденцию роста числа аллергических заболеваний, среди детей, рекомендуется ограничить употребление продуктов, вызывающих аллергические проявления. Это шоколад, какао, натуральный кофе, цитрусовые, грибы, орехи, йогурты, сгущенное молоко.

  • Существует ошибочное мнение, что чай со сгущенным молоком увеличивает количество грудного молока. Это заблуждение, подобная мера приводит только к аллергии и кишечным коликам у ребенка. Сгущенное молоко можно употреблять в ограниченном количестве, не более 5-10 г (1 чайные ложки) добавленные в чай.

  • Категорически запрещается употреблять во время кормления грудью любые спиртные напитки, в том числе и пиво. На весь период кормления грудью следует отказаться от курения!

Как питаться если у малыша аллергия?

Гипоаллергенная диета для кормящей мамы назначается для профилактики аллергии у детей из группы риска по аллергическим заболеваниям, а также при уже развившейся аллергии у малыша, находящегося на грудном вскармливании. Эта диета предусматривает исключение продуктов с высокой аллергенной активностью и с адекватной заменой их другими продуктами, обеспечивая необходимую калорийность и сбалансированность рациона.

Гипоаллергенная диета:

Исключаются

  1. Высокоааргенные продукты – рыба, морепродукты, икра, яйца, грибы, орехи, мед, шоколад, кофе, какао, овощи, фрукты и ягоды ярко-красного цвета, а также киви, ананасы, авокадо, бананы.
  2. Бульоны, маринады, соленные и острые блюда, консервы, мясные и рыбные копчености, пряности.
  3. Продукты, содержащие красители, консерванты.
  4. Газированные напитки, квас.
  5. Квашеная капуста, редька, редис, ферментированные сыры, ветчина, сосиски, пиво.

Разрешаются (но с учетом индивидуальной) переносимости

  1. Кисломолочные продукты (кефир, бификефир, бифидок, ацидофилин, йогурты без фруктовых добавок и др.)
  2. Крупы (гречневая, кукурузная, рисовая, овсяная, пшенная, перловая и др.)
  3. Овощи и фрукты зеленой и белой окраски.
  4. Супы вегетарианские.
  5. Мясо – нежирные сорта говядины, свинины, филе индейки, цыплят в отварном, тушеном виде, а также в виде паровых котлет.
  6. Хлеб пшеничный 2-го сорта, ржаной, «Дарницкий».
  7. Напитки – чай, компоты.

Используются индивидуально в ограниченном количестве

  1. Цельное молоко (только в каши), сметана в блюда.
  2. Хлебобулочные изделия и макаронные изделия из муки высшего сорта, манная крупа.
  3. Кондитерские изделия, сладости.
  4. Сахар.
  5. Соль.

В случае аллергии на белок коровьего молока, выявленной у ребенка, из питания матери полностью исключаются молочные продукты с одновременной заменой их другими белково-содержащими продуктами (говядина, мясо кролика, индейки и др.), назначаются витаминно-минеральные комплексы, препараты кальция.

У детей с легкими проявлениями аллергии на грудном вскармливании указанная диета, как правило, оказывается эффективной даже без назначения лекарственных препаратов.

§

Перед прививкой
  • Перед первой прививкой АКДС-вакциной необходимо сделать общий анализ крови и мочи, а также желателен предварительный осмотр невролога.

  • При наличии у ребенка аллергических расстройств или склонности к аллергическим реакциям, заранее обсудите с врачом схему профилактики обострения аллергии. Обычно она представляет собой прием антигистаминных препаратов (супрастин, фенистил) в течение 2-3 дней до прививки и 2-3 дней после прививки.

  • В связи с тем, что после прививки, в частности АКДС, возможно повышение температуры, необходимо приобрестидетские жаропонижающие на основе парацетамола (панадол, эфералган и др.) или ибупрофена (нурофен). Лучше покупать свечи, поскольку ароматизаторы в сиропах сами способны вызвать побочные реакции.
  • Если у вас есть прививочный сертификат, в который вносятся сделанные прививки, возьмите его с собой на прием к врачу.

Прививку делают здоровым детям.

Разрешение на прививку дает врач после измерения температуры тела, опроса ребенка и его родителей, осмотра пациента.

После прививки

  • Не забудьте и не стесняйтесь задавать вопросы врачу. Обязательно спросите о том, какие и когда реакции на прививку могут возникнуть и в каких случаях обращаться за медицинской помощью.
  • Не торопитесь покинуть поликлинику. В течение не менее чем получаса после вакцинации необходимо медицинское наблюдение за ребенком в связи с возможным развитием аллергических реакций.
  • В случае прививки АКДС-вакциной по возвращении домой и на ночь (если врачом не было предписано иначе) дайте ребенку жаропонижающее. Это позволит избежать неприятных реакций, возникающих в первые часы после прививки. Не забывайте следовать инструкции применения жаропонижающих препаратов, не допускайте передозировки!
  • Принимайте те препараты для профилактики аллергических расстройств, которые назначил врач.
  • После прививки ребенок должен соблюдать щадящий режим, один день рекомендуется не гулять и не купать.
  • Следует по возможности исключить контакты с другими детьми и взрослыми (чтобы предотвратить заражение ребенка).
  • В день вакцинации и в течение следующего дня после нее при кормлении ребенка исключить продукты, которые могут вызвать аллергию (жирные бульоны, яйца, рыбу, цитрусовые, шоколад).
  • Ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, не следует вводить прикормы, менять режим питания и состав рациона за неделю до и в течение недели после введения вакцины.

Вакцинация – эффективное средство предупреждения большинства инфекционных болезней!

§

Могут ли родители судить о состоянии малыша по содержимому подгузника? Разумнее будет доверить оценку ситуации врачу, ведь только он сможет увидеть и сложить вместе множество вводных. Нам остается собрать для него информацию, то есть результаты своих наблюдений. Перед вами – средние «нормативы», которые могут служить ориентиром.

Показать полностью..

Когда все в порядке

Что мы видим. Малышу от 1 до 3 дней. Цвет стула черный, черно-зеленый, стул дегтеобразный, без запаха.
Как это понимать. Так выглядит первородный кал, он состоит из веществ, которые ребенок проглотил вместе с околоплодной жидкостью в материнской утробе. Его появление означает, что кишечник новорожденного работает нормально и маминого молозива он получает в достатке.

Что мы видим. Ребенку от 2 до 6 дней. Цвет стула серый, серо-зеленый, он мазеобразный или полужидкий.
Как это понимать. Появление «переходного» стула означает, что пища в организме малыша усваивается нормально, а у молодой мамы достаточно молока.

Что мы видим. Цвет стула от желтого до горчичного или коричневого, запах нерезкий, кисломолочный. Консистенция напоминает жидкую манную кашу. Встречаются вкрапления белых крупинок, небольшие примеси слизи или зелени. Ребенок хорошо набирает вес.
Как это понимать. Перед вами – нормальный стул младенца, который находится на грудном вскармливании. До 6 недель большинство детей на ГВ опорожняются от 4 до 12 раз в сутки. После 1,5-2 месяцев частота стула снижается (от 2-4 раз в сутки до одного раза в 2-5 дней)

Что мы видим. Содержимое подгузника – светло-коричневого или темно-бурого цвета, иногда с вкраплениями зелени, стул кашицеобразный или густой, но не твердый, с резким неприятным запахом. Ребенок хорошо набирает вес.
Как это понимать. Нормальный стул младенца, находящегося на искусственном или смешанном вскармливании, или малыша, начавшего получать прикорм.

Что мы видим. Стул зеленый, кашицеобразный или мазеобразный, с кисломолочным запахом. Ребенок не беспокоится, хорошо набирает вес.
Как это понимать. При отсутствии беспокойства у малыша такой стул может означать нормальную реакцию на продукты, съеденные мамой. Другое объяснение – испачканный подгузник полежал некоторое время на открытом воздухе.

Что мы видим. Ребенок получает прикорм и хорошо набирает вес. У него бывает стул необычного оттенка или в нем попадаются цветные вкрапления.
Как это понимать. Многие овощи и фрукты могут придать калу оранжевый или красный оттенок. Появление в стуле остатков непереваренной пищи (волокна моркови, свеклы и т.д.) также допустимы.

Требует внимания родителей

Что мы видим. Стул желтый, коричневый или зеленый, жидковатый и пенистый. Запах резко кисломолочный, у малыша бывает раздражение вокруг анального отверстия, он беспокоится во время кормления или сразу после него, но при этом хорошо набирает вес.
Как это понимать. Такой стул – частое следствие избытка молока у мамы, когда ребенок получает слишком много переднего, сладкого молока. Нужно реже менять грудь при кормлении, чтобы малыш смог добраться до заднего молока, богатого ферментами для расщепления молочного сахара.

Что мы видим. Ребенок недавно переболел ОРВИ или у него режутся зубки. Стул желтый, зеленый или коричневый с большим количеством слизи. Самочувствие малыша в остальном не нарушено.
Как это понимать. Возможно, перед нами последствия нарушения процессов пищеварения в кишечнике после вирусной инфекции или результат сложного прорезывания зубов. Если слизь в кале присутствует несколько дней подряд, обратитесь к врачу, чтобы исключить инфекцию или ферментную недостаточность.

Что мы видим. Ребенок принимает препараты железа. Стул мягкий и густой или кашицеобразный, темно-коричневого цвета.
Как это понимать. Все в порядке, если стул изменился с началом приема лекарства. В противном случае нужно срочно обратиться к врачу, такой стул может быть признаком внутреннего кровотечения.

Срочно – к врачу!

Что мы видим. Частый, желтый, коричневый или зеленый водянистый стул с неприятным запахом. Ребенок не набирает вес или теряет его.
Как это понимать. Речь идет о расстройстве, причиной которого может быть инфекция, аллергия или отравление. Необходимо срочно обратиться к врачу.

Что мы видим. Твердый «крутой» кал, который выходит небольшими порциями при напряженном животе. Перед дефекацией или во время нее малыш кричит.
Как это понимать. У ребенка запор, вызванный введением новой пищи или непереносимостью какого-то продукта из рациона мамы. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Что мы видим. Стул зеленый, с большим количеством пены, появляется с характерным «хлопком». Запах резко кислый, вокруг анального отверстия появляется раздражение. Ребенок беспокойный и медленно набирает вес.
Как это понимать. Такая картина может означать развитие у малыша первичной или вторичной лактозной недостаточности. Требуется консультация врача.

Что мы видим. Кал с кровью (яркой или черной, как бы «переваренной»).
Как это понимать. Эта ситуация требует немедленной консультации врача, так как может быть признаком аллергии на коровий белок, симптомом бактериальной инфекции, геморроя, кишечного кровотечения.

§

Здравствуй, мой нежный румяный комочек,
Мой долгожданный, любимый, родной!
Здравствуй, мой маленький славный сыночек,
Мой драгоценный! Я рядом с тобой.

Показать полностью..
Мамины глазки и папины бровки,
Маленький лобик, морщинки на нем.
Скоро тебя заверну я в пеленки,
Мы вместе поедем в отеческий дом.

Там с нетерпеньем тебя ждут родные.
Им хочется очень увидеть тебя.
Там бабушки, дедушки, все остальные,
А вместе мы – очень большая семья.

Ты будешь расти и мужать постепенно,
Увидишь весь мир, осознаешь себя,
Ты будешь как папа большой, несомненно.
Милый мой мальчик, с рожденьем тебя!

Стишок

§

Родителям необходимо знать, от каких инфекционных болезней можно и нужно защитить ребёнка, какие вакцины предлагаются детям и каковы возможные варианты их применения. Мы постараемся ответить на эти и многие другие актуальные вопросы на нашем сайте. Сегодня практически каждый ребёнок может и должен быть вакцинирован. Родителям надо лишь своевременно обращаться к педиатру. При выявлении каких-либо индивидуальных особенностей детского организма доктор составляет индивидуальный план обследования ребёнка, его медицинской подготовки к последующей вакцинации.

Не нужно бояться прививок – они спасают здоровье и жизнь наших детей!

Очень важный момент – это информированность родителей и их сознательное отношение к прививкам, готовность обеспечить своему ребёнку прививку в положенный срок. Надо понять, что вакцина – тоже лекарство, только неизмеримо более эффективное, чем другие препараты, потому что она предупреждает возникновение заболевания, причем порой — очень тяжелого.

Календарь профилактических прививок в России, как и в других странах, утверждается на государственном уровне.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК

Возраст  Наименование прививки

Первые сутки жизни Первая вакцинация против вирусного гепатита В

3 — 7 день жизни Вакцинация против туберкулеза (вакцина БЦЖ-М)

3 месяца Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка (вакцина АКДС),(вакцина «Иммовакс Полио») Вторая вакцинация против вирусного гепатита В

4,5 месяца Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка (вакцина АКДС), полиомиелита (вакцина «Иммовакс Полио»)

6 месяцев Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка (вакцина АКДС), полиомиелита (вакцина «Иммовакс Полио») Третья вакцинация против вирусного гепатита В

1 год Вакцинация против, краснухи, эпидемического паротита

1 год 6 месяцев Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка (вакцина АКДС), полиомиелита (оральная полиомиелитная вакцина, ОПВ)

1 год 8 месяцев Вторая ревакцинация против полиомиелита (оральная полиомиелитная вакцина, ОПВ)

6 лет Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

6 — 7 лет Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка (вакцина АДС-М)

  7 лет Ревакцинация против туберкулеза (вакцина БЦЖ)

14 лет Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка (вакцина АДС-М) Ревакцинация против туберкулеза (вакцина БЦЖ) Третья ревакцинация против полиомиелита

Взрослые Ревакцинация против дифтерии, столбняка (каждые 10 лет от момента последней ревакцинации)

Дети 1год-17 лет, взрослые 18-55 лет, не привитые ранее Гепатит В

Дети 1 год-17 лет, девушки 18-25 лет, не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи Краснуха

Дети в дошкольных учреждениях; учащиеся 1-11 классов; студенты высших и средних учебных заведений; взрослые: работники учреждений медицины, образования, транспорта, коммунальной сферы, лица старше 60 лет Грипп

Подростки и взрослые, лица не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о прививках против кори: все в возрасте до 35 лет, а контактные из очагов кори — без ограничения возрастаКорь

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится вакцинами отечественного и зарубежного производства зарегистрированными и разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению.
  2. Детям, родившимся от матерей, носителей вируса гепатита В или больных вирусным гепатитом В в третьем триместре беременности вакцинация против вирусного гепатита В проводится по схеме 0-1-2-12 месяцев.
  3. Вакцинация против гепатита В проводится ранее не привитым по схеме 0-1-6 месяцев.
  4. Вакцинация против краснухи проводится девочкам в 13 лет, ранее не привитым или получившим только одну прививку.
  5. Ревакцинация против туберкулеза проводится не инфицированным микобактериями туберкулеза туберкулинотрицательным детям.
  6. Ревакцинация против туберкулеза в 14 лет проводится не инфицированным микобактериями туберкулеза туберкулинотрицительным детям, не получившим прививку в 7 лет.
  7. Применяемые в рамках национального календаря профилактических прививок вакцины (кроме БЦЖ) можно вводить одновременно разными шприцами в разные участки тела или с интервалом в 1 месяц.
  8. При нарушении срока начала прививок последние проводят по схемам предусмотренным настоящим календарем и инструкциями по применению препаратов.

§

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

  • Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-тострогих норм и стандартов не существует.

  • Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент.

  • В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми, перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

  • При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

  • Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

Особенности возрастного периода

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-360. Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 10 и доводят до 240. Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление: 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование: 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон: первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка: после обеда и полдника.

Купание: 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон — 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 10, от 35-370 и доводится до 24 – 280. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление: 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование: 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон: 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка: после завтрака и полдника.

Купание: 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 — 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 — 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление: 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование: 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон: 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания: после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание: перед ночным сном.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информация о паразитах
Adblock
detector